Сомелье: история и становление профессии

Кто же этот загадочный персонаж в ресторане? Сомелье: история и становление профессии

Немного истории

Само название соммелье пришло к нам из французского языка. Изначально оно звучало как «bete de somme», что в переводе значит «вьючное животное». А на старом французском «sommerier» означало погонщик вьючного животного, и носил он это название неспроста.

Дело в том, что в те времена сомелье занимались, главным образом, перевозом багажа и провизии. Только в конце 17 века сомелье начали непосредственно сервировать и хранить вина хозяев. Кроме этого, в их обязанности входила сервировка и подача блюд.

Через некоторое время, при становлении ресторанной индустрии во Франции, эта должность модифицировалась в хранителя вин и консультанта по выбору вин к трапезе.

Профессия сомелье сегодня

На сегодняшний день, сомелье уже не столь узкоспециализированная профессия, как считают многие. Ведь для правильного проведения вечера для своих гостей сомелье должен владеть не только знанием вин и достаточным опытом, но и досконально знать все блюда, правила сервировки столов и многое-многое другое, то есть то, чем живет ресторан.

По сути, сомелье в ресторане – это, как и раньше, универсальный персонал. На кухне он обсуждает с шеф-поваром или су-шефом гастрономическое сочетание блюд и вин. В баре онпредлагает аперитив ожидающим гостям и, будучи около стола, ловко забирает пустые тарелки и бокалы, пока новая бутылочка вина охлаждается до нужной температуры. То есть, как и во времена модификации профессии слуги, он так же играет важную роль в жизни и работе ресторана.

Но, к сожалению, сегодня можно услышать, как представителей этой профессии снисходительно называют «открывашка» или «складовщик». Стоит признать, что это отнюдь не «заслуга» самих сомелье, а, в первую очередь, неправильное понимание этой профессии со стороны владельцев и руководства ресторанов. Особенно это касается ресторанов с небольшим количеством столов и не слишком обширной винной картой. Казалось бы, как раз в таких ресторанах легче всего сомелье правильно и грамотно выполнять свою работу. Но…

В таких ресторанах вместо сомелье работают или официанты, умеющие разве что сказать, красное это вино или белое, или бар менеджеры ( по идее закупщики спиртного в бар, но каким-то образом трансформирующиеся в зам.директоров по алкоголю), которым по большому счету не принципиально, какое Пино Гриджио будет стоять в их винной карте.

А грамотные, прошедшие школу сомелье с нормальными амбициями уходят в другие секторы винного рынка, понимая, что здесь развернуться им точно не дадут.

А жаль, ведь очень многие сомелье не понаслышке знают, как работать с гостями, как устроен внутренний уклад заведения, как делать грамотные заказы – кстати, не только вин.

Профессия сомелье, на мой взгляд, сейчас очень сильно разветвилась на классику и не классику работы в ресторане. И, естественно, это зависит именно от направленности самого ресторана.

Во многих заведениях, где есть вполне приличная, а иногда даже интересная винная карта, нет сомелье. В чем причина, задаемся мы иногда вопросом? А ответа нет.

Ведь официант, какой бы он ни был грамотный в своей профессии, зачастую о вине знает только понаслышке. Кто же ему даст попробовать? А на дегустацию пригласят только руководителей ресторана, которым это вино потом не расписывать перед гостями. Да и те вряд ли поедут на дегустацию: как правило, люди это очень занятые.

А что тогда делать? Ведь гость, приходя в такой ресторан, оплачивает вино не по себестоимости, а с ресторанной наценкой! А за что ресторан берет с гостя эту разницу? За то, что ресторан в центре города стоит? Скорее не за это, а за сервис! Но о каком уровне сервиса может идти речь, когда обученный официант ловко указывает пальцем на самые дорогие вина в винной карте, в ответ на вопрос гостя: А что у вас тут вкусного можно попить?

С одной стороны, он «счет поднимает», а с другой…. А с другой стороны, даже если он и не хочет «развести» гостей на вина подороже, он легко может ошибиться с выбором вина из бюджетных вариантов, поэтому и показывает более затратные позиции, понимая, что ерунда дорого стоить не может.

Этим, кстати, занимаются и многие сомелье в ресторанах, где подбором в винную карту вин занимается директор, менеджер или, в крайнем случае, шеф сомелье. Они эти вина пробуют или выбирают по рейтингам, по цене — да мало ли еще разных критериев для выбора вина!

А сомелье потом продает вино. Хорошо, если он что-нибудь почитал об этом вине, ведь попробовать его редко удается. А если уж «дорываются» до дегустаций, то не оторвать.

Самая большая проблема у сомелье — вовремя остановиться в дегустации. Как правило, это бывает крайне редко. Многие этим грешат, хорошо хоть, к гостям пьяными не выходят! Хотя бывают и такие крайние случаи.

Сомелье — профессия сложная, но очень увлекательная и интересная! Самое главное в этой профессии — пойти по правильной дороге своего развития, и не попасть в трясину или рутину ресторанной работы, где и работы-то нет совсем. Такая «должность» из кого угодно сделает лентяя и пьяницу.

А такие работники никому не нужны!

Интересное: